Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке предусмотрен 14 статьей Федерального закона «О гражданстве в РФ». О том, какие группы иностранных граждан имеют право получить гражданство РФ в упрощенном порядке и как это можно реализовать, вы узнаете ниже.Упрощенная форма получения гражданства РФ Для получения гражданства РФ в упрощенном порядке в органы ФМС могут обратиться с соответствующим заявлением иностранные граждане и лица без гражданства, относящиеся к следующим категориям:
1. Вне зависимости от срока и соблюдения иных условий проживания на территории РФ после получения ВНЖ и до дня подачи заявления на получение гражданства Российской Федерации:
- имеющие по крайней мере 1 родителя, который проживает на территории РФ и является гражданином РФ;
- имеющие ранее гражданство СССР, а в настоящее время проживающие на территории одной из бывших республик, но по каким-то причинам не получившие ее гражданства, и, соответственно, остающиеся лицами без гражданства.
2. Вне зависимости от соблюдения 5-летнего срока проживания на территории РФ со дня получения ВНЖ:
- рожденные на территории РСФСР и имевшие гражданство СССР;
- состоящие в браке с гражданином РФ, если продолжительность брака составляет не менее 3 лет;
- имеющие совершеннолетних детей — граждан РФ, которые по решению суда признаны недееспособными или же дееспособными ограниченно, при условии, что второй родитель (гражданин РФ) умер, признан отсутствующим, пропавшим без вести или лишен родительских прав;
- имеющие детей — граждан РФ, при условии, что второй родитель (гражданин РФ) умер, лишен родительских прав, признан отсутствующим или пропавшим без вести;
- нетрудоспособные, однако имеющие дееспособных детей — граждан РФ, которым уже исполнилось 18 лет;
- получившие соответствующее образование после 1 июля 2002 года и осуществлявшие трудовую деятельность в РФ не менее 3 лет до момента, когда обратились с заявлением о получении гражданства РФ;
- ведущие на территории РФ свой бизнес совокупным сроком не менее 3 лет до дня обращения с заявлением о получении гражданства, если их прибыль в этот период составляет не меньше 10 млн. руб. по видам экономической деятельности, которые устанавливаются Правительством РФ;
- осуществляющие инвестиции в экономику РФ (причем их доля должна быть не менее 10%, а размер чистых активов предприятия должен составлять не меньше 100 млн. руб.) или уплатившие в виде налоговых отчислений в казну РФ не меньше 6 млн. руб.;
- в течение 3 лет до дня обращения с заявлением о гражданстве осуществлявшие в РФ деятельность по профессии, которая относится к разряду высококвалифицированных специальностей.
Ускоренное получение гражданства РФ для носителей русского языкаВ июне 2014 года в закон «О гражданстве РФ» были внесены изменения, согласно которым получить гражданство РФ в упрощенном порядке могут лица без гражданства и иностранные граждане, которые докажут, что являются носителями русского языка.
Решение об отнесении иностранных граждан к этой категории будет приниматься специально созданной комиссией при территориальном органе ФМС.
Иностранным гражданином, являющимся носителем русского языка, признается лицо, которое владеет русским языком и пользуется им в повседневной речи, при условии, что эти лица или их родственники постоянно проживают (или раньше постоянно проживали) в РФ либо на территориях, относившихся к СССР или Российской империи.
Вышеуказанные граждане должны иметь 4 (самый высокий) уровень владения русским языком.
Заявление о признании иностранного гражданина носителем русского языка должно быть подано не позже чем за 3 месяца до окончания срока проживания, или не позднее чем за 15 дней до истечения срока нахождения на территории РФ.
Если гражданина не признали носителем русского языка, то он вправе обратиться с повторным заявлением не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа. Если его признали относящимся к этой категории, то данное решение действует в течение 12 месяцев.
Итак, давайте подведем итог. Иностранные граждане, которые признаны носителями русского языка, вправе подавать заявление на упрощенное получение гражданства РФ в следующих случаях:
- если они обязуются соблюдать положения Конституции РФ;
- если у них имеется законный источник средств существования;
- если они отказались от гражданства другого государства. В этом условии имеются 2 исключения: выходить из гражданства иностранного государства не нужно, если это предусмотрено международным договором или если заявитель не может выйти из гражданства по независящим от него причинам.
Упрощенное получение российского гражданства для остальных категорий граждан Есть еще несколько категорий граждан, которым также положены льготные условия вступления в гражданство:
- Иностранные граждане, признанные нетрудоспособными, зарегистрированные по месту жительства в РФ до 1 июля 2002 года, которые приехали из стран, ранее входивших в состав СССР. Они могут обратиться за получением гражданства в упрощенном порядке без соблюдения 5-летнего срока проживания с момента получения ВНЖ.
- Ветераны ВОВ, которые имели гражданство СССР и проживают на территории РФ.
- Иностранные граждане и члены их семей, которые стали участниками программы по оказанию содействия в добровольном переселении соотечественников из-за рубежа и имеют регистрацию на территории РФ по месту жительства.
Отдельно стоит осветить вопрос получения в упрощенном порядке гражданства РФ для детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства.
К таким категориям относятся:
- дети, один из родителей которых — гражданин РФ, если заявление подает этот родитель, а второй родитель не возражает приобретению гражданства РФ ребенком (но такое согласие не нужно, если ребенок проживает в РФ);
- дети, единственный родитель которых — гражданин РФ;
- ребенок/недееспособный гражданин, в отношении которого опекуном или попечителем признан гражданин РФ — по соответствующему заявлению опекуна/попечителя;
- дети, которые помещены под надзор в российскую организацию для сирот — по заявлению руководителя этой организации;
- недееспособные лица, которые помещены в медицинскую или иную специализированную организацию, находящуюся на территории РФ — по заявлению руководителя такой организации.
Кроме этого, в соответствии с международными договорами, на получение гражданства РФ в упрощенном порядке могут претендовать граждане Киргизии, Белоруссии и Казахстана.
Как получить быстро гражданство РФДля приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке заявитель предоставляет в органы ФМС следующие документы:
1. Удостоверение личности.
2.Документ, подтверждающий наличие в прошлом гражданства СССР.
3. Документ, подтверждающий наличие законных источников существования.
4. Паспорт близкого родственника — гражданина РФ, а также документ, подтверждающий родственные отношения.
ВНЖ.
5. Свидетельство о заключении брака с гражданином РФ.
6. Документ об образовании.
7. Документ, подтверждающий владение государственным языком (русским).
8. Документ, подтверждающий выход из гражданства другого государства.
9. Документы подаются в зависимости от причины, по которой иностранный гражданин может претендовать на получение в упрощенном порядке гражданства РФ.
Заявитель представляет документы в органы ФМС, должностное лицо знакомится с ними, выдает гражданину бланк заявления (2 экземпляра) и квитанцию для оплаты государственной пошлины и объясняет дальнейший алгоритм действий.
Далее заявитель собирает все необходимые документы, делает их копии, заполняет заявление и вновь идет в орган ФМС.
Должностное лицо органа ФМС рассматривает поданные документы и принимает одно из решений:
- о готовности пакета документов для дальнейшего рассмотрения,
- о неготовности документов.
В случае принятия решения о готовности пакета документов на заявителя заводится личное дело и формируется учетная карточка.
Далее осуществляется проверка документов и в течение 6 месяцев принимается решение о принятии в гражданство РФ. Но если речь идет о категориях граждан, которые могут быть приняты в гражданство РФ в упрощенном порядке согласно заключенным с РФ международным договорам, то по ним решение принимается в еще более сокращенный срок — 3 месяца (для граждан Казахстана, Белоруссии, Киргизии). Для справки: общий порядок приема в гражданство предусматривает рассмотрение всех документов в течение 1 года.
Госпошлина за получение гражданства РФ в упрощенном порядке оплачивается заявителем в размере 2000 рублей.
От уплаты налога освобождаются лица, которые имели гражданство СССР, проживали или проживают в бывших республиках СССР, но не имеют гражданства этих государств.
Тенденции в вопросах гражданстваСтоит отметить тенденцию законодателя к расширению списков лиц, которые могут надеяться на получение в упрощенном порядке гражданства РФ.
Например, в 2014 году были добавлены такие категории, как носители русского языка и инвесторы. Но в то же время с октября 2014 года все граждане, которые имеют двойное гражданство, должны будут зарегистрироваться в органах ФМС (Подробнее см. Какие ограничения вводит закон РФ о двойном гражданстве в России 2014?).
Двойное гражданство в России законом не запрещено, за исключением некоторых категорий граждан, которые ограничены в возможности иметь двойное гражданство. Однако теперь, если человек имеет одно или несколько гражданств помимо российского, он обязан сообщить об этом в уполномоченный орган. Какие трудности в связи с этим могут возникнуть, а также кто ограничен в двойном гражданстве – узнаете из нашей статьи.
ФЗ о двойном гражданстве
Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ». В соответствии с этими статьями россияне могут являться подданными другой страны, если это допускается российскими законами или имеются договоренности России с зарубежными странами. При этом факт наличия гражданства другой страны не прекращает российского гражданства и не мешает человеку пользоваться всеми правами российского гражданина, если это не противоречит законодательству или международным договорам, которые заключила Россия.
В настоящее время Российская Федерация подписала и ратифицировала соглашения, которые решают вопросы, касающиеся двойного гражданства, с Республикой Таджикистан (Федеральный закон от 15.12.1996 № 152-ФЗ) и Туркменистаном (Федеральный закон от 25.11.1994 № 41-ФЗ). Но это не значит, что россиянин не может иметь гражданство того государства, с которым Россия не заключила договор. Просто в данном случае такое лицо рассматривается со стороны Российской Федерации не как человек, имеющий двойное гражданство в России, а исключительно как российский гражданин, не принимая во внимание наличие еще одного гражданства. То есть получается, что двойное гражданство официально возможно только с двумя странами. Во всех остальных случаях это, исходя из понимания закона, не будет являться двойным гражданством. Но так как законом не предусмотрено однозначного и четкого запрета на наличие гражданства той страны, с которой отсутствуют международные договоренности, и никаких санкций за наличие такого гражданства российским законодательством не предусмотрено, то многие российские граждане пользуются этим и имеют гражданство других стран.
При этом стоит отметить, что некоторые категории российских граждан все же ограничены в возможности иметь какое бы ни было иностранное гражданство. В первую очередь данное ограничение распространяется на лиц, которые поступают на гражданскую службу (подпункт 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»). Такие лица не могут быть госслужащими в случае наличия у них иностранного гражданства, если иное не содержится в международных договорах, заключаемых Россией. Также необходимо сказать, что в настоящее время в Государственную Думу внесен на рассмотрение законопроект № 485143-6, согласно которому запрет на наличие иностранного гражданства, вида на жительства или документа, дающего право проживать за границей, будет распространяться не только на лиц, занимающих в России государственные должности, но и на их супругов и детей. Нарушение запрета на двойное гражданство в России повлечет освобождение нарушителя от должности в связи с утратой доверия.
Двойное гражданство – новый закон 2014-2015
Что же касается действующего в настоящее время законодательства, то 04.08.2014 начал действовать Федеральный закон от 4 июня 2014 № 142-ФЗ (далее по тексту – Закон), вносящий поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Данный закон был разработан, исходя из следующих соображений.
- Человек, у которого помимо российского гражданства есть также гражданство другой страны, тем самым имеет определенную связь с другой страной, в гражданстве которой он состоит.
- В итоге у него имеются различные обязанности не только перед Россией, но и перед другой страной.
- Эти факторы снижают патриотизм такого гражданина и его привязанность к России. Ведь принимая те или иные решения, связанные с Россией, подданный другой страны будет руководствоваться не только интересами России и ее граждан, но и интересами того государства, в чьем гражданстве он также состоит.
В связи с этим предполагается, что государство (Российская Федерация) вправе знать, кто именно из его граждан стоит на страже не только российских интересов, но и иностранных, имея гражданство других стран. При этом необходимо отметить, что данный закон не ставит перед российскими гражданами запрет на наличие гражданства другой страны (в этом плане ничего не меняется), а всего лишь предусматривает обязанность сообщать о факте наличия такого гражданства. Но такая обязанность по сообщению касается не только наличия другого гражданства, но также случаев, когда человек имеет вид на жительство в другой стране или документ, дающий право человеку жить за границей. Что понимается под таким документом, гражданин должен определить самостоятельно, основываясь на законодательстве страны, выдавшей такой документ.
Вышеуказанный закон предусматривает, что теперь все российские граждане, которые постоянно живут в России и имеют второе гражданство, вид на жительство или другой документ, дающий право проживать в другой стране, обязаны уведомить об указанных обстоятельствах Федеральную миграционную службу РФ по месту постоянного проживания или, при его отсутствии, по месту пребывания или по фактическому нахождению в течение 60 календарных дней с момента наступления таких обстоятельств. Если на момент вступления в силу нового закона, т. е. на 04.08.2014, у гражданина уже имеется второе гражданство или документы, перечисленные выше, то он обязан подать уведомление в соответствующий орган до 03.10.2014. Что же касается детей до 18 лет, а также лиц, ограниченных в дееспособности, то в отношении них такое уведомление подается родителями (достаточно, если его подаст один из них) или другими официальными представителями (усыновителями, опекунами, попечителями и т. д.).
При этом предусмотренное законом уведомление подается при приобретении каждого нового гражданства или нового документа, который дает право проживать за границей.
Данная обязанность по уведомлению не распространяется на тех, кто имеет двойное гражданство в России, но живет за границей, а также в тех случаях, если это предусмотрено законодательством или действующими договоренностями России с другими странами. Что же касается жителей Крыма, которые не так давно стали российскими гражданами, то на них обязанность по уведомлению о двойном гражданстве начнет распространяться с 01.01.2016.
Ответственность за нарушение закона РФ о двойном гражданстве
В случае неподачи уведомления о двойном гражданстве, имеющемся виде на жительство или документе, который подтверждает право проживать за границей, или подачи его с нарушением установленного порядка для лица, которое не исполнило предусмотренную обязанность, может наступить административная или уголовная ответственность. Принятый Закон вносит также поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовный кодекс РФ.
В соответствии со статьей 19.8.3 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае, если лицо нарушило установленный порядок подачи уведомления, то есть был нарушен срок подачи или данные, содержащиеся в уведомлении, указаны не полно или не соответствуют действительности. За указанные нарушения предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей.
В соответствии со статьей 330.2. Уголовного кодекса РФ уголовная ответственность наступает в случае, если гражданин вообще не исполнил свою обязанность и не подал требуемое законом уведомление. Указанная статья предусматривает следующие наказания для нарушителей:
- Штраф до 200 000 рублей.
- Штраф, равный заработку или другому доходу нарушителя за период до 1 года.
- Обязательные работы до 400 часов.
Правовые коллизии нового закона о двойном гражданстве
Вступившие в силу поправки, касающиеся необходимости уведомлять о двойном гражданстве в России, имеют ряд неопределенностей, которые на практике могут вызывать некоторые трудности.
Так, определяя необходимость подачи уведомления при проживании за границей, необходимо учитывать следующие нюансы. Дело в том, что из Закона четко не следует, что именно будет являться постоянным проживанием за границей. По мнению ФМС РФ, одним из подтверждений проживания за границей будет являться снятие человека с регистрационного учета по месту жительства в России. Но ведь может быть и так, что человек на самом деле постоянно живет за границей и при этом имеет регистрацию по месту жительства в России. По буквальному толкованию закона уведомлять в этом случае не нужно, а по мнению ФМС РФ получается, что надо. Во избежание ответственности в этом случае рекомендуется: подстраховаться и иметь доказательства, подтверждающие, что человек постоянно живет за границей; или все-таки сняться с учета в России; или же подать требуемое уведомление. Доказательствами, подтверждающими проживание за границей, могут быть, например, отметки в загранпаспорте о въезде/выезде; договоры и прочие документы, подтверждающие трудовые отношения за границей; документы, подтверждающие учебу детей в другой стране и т. д.
Также не ясно, как человеку быть в ситуации, когда он в силу тех или иных причин временно находится за границей (учеба, работа и т. д.), при этом зарегистрирован в России. Ведь статья 6 Федерального закона «О гражданстве РФ» и пункт 3 «Порядка подачи уведомлений …», утвержденного Приказом ФМС РФ от 28.07.2014 № 450, предусматривают возможность подать требуемое уведомление либо лично, либо почтой через организацию федеральной почтовой связи, то есть через Почту России. Соответственно, исполнить свою обязанность, находясь в другой стране, представляется крайне затруднительным. Получается, что если российский гражданин, временно находящийся за границей, на момент вступления в силу закона уже имеет двойное гражданство, вид на жительство или другой документ, но при этом до 03.10.2014 не успеет приехать в Россию и подать уведомление, то по возвращении он может быть привлечен к ответственности. Помимо этого, трудности при подаче уведомления могут также возникнуть у тех лиц, которые проходят лечение в медицинском учреждении. Ведь даже для почтовой отправки такого уведомления требуется личное присутствие с предъявлением паспорта.
Разъяснения различных должностных лиц касательно этих вопросов, во-первых – несут лишь рекомендательный характер; во-вторых – высказанные мнения подвергаются сомнениям многими специалистами; и в-третьих – такие мнения различаются у разных должностных лиц. Устранить имеющиеся правовые коллизии призван законопроект № 608817-6 о внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», который находится на рассмотрении в Государственной Думе и к моменту подготовки настоящего материала принят в первом чтении. Данный законопроект предусматривает для граждан, временно находящихся за границей, возможность подать уведомление в течение 30 календарных дней со дня возвращения в Россию. Также законопроектом предусмотрено, что если гражданин постоянно проживал в другой стране, а теперь вернулся в Россию для постоянного проживания, то он должен подать уведомление в течение 60 календарных дней со дня возвращения. Для граждан, проходящих лечение в медицинском учреждении за границей, предусмотрена возможность подачи уведомления через представителя, которому гражданин выдал доверенность, удостоверенную нотариусом или главным врачом медицинского учреждения, в котором он находится.
При этом планируется, что действие будущего закона будет иметь обратную силу, то есть распространяться на отношения, возникшие с 04.08.2014.
Это говорит о том, что законодатель взялся за вопросы гражданства самым тщательным образом. Возможно, причиной тому стала внешнеполитическая обстановка.
Кроме того, некоторым послаблением в упрощенном порядке получения гражданства стало и то, что, например, для выходцев из бывшего СССР предусмотрена преференция в оформлении гражданства без оплаты госпошлины.
Более того, согласно заключенным международным договорам, для граждан Белоруссии, Казахстана и Киргизии предусмотрен сокращенный порядок рассмотрения документов — 3 месяца.
Рассматривая законодательство о гражданстве РФ, можно сделать определенно точный вывод о том, что оно динамично развивается и имеет довольно сложную структуру. Поэтому, чтобы применять его положение на практике, не всегда достаточно поверхностных познаний — в некоторых случаях необходима консультация со стороны специалиста.
PS. Все кто сталкивался с данной темой в жизни, прошу делиться здесь.Заявления:
Вложения:
Вам запрещено скачивать вложения.Вам запрещено скачивать вложения.
, , нравится это сообщение.